1.1 Компетенции и варианты профессионального развития
Эффективная работа по использованию ЭУ в учебном процессе требует определенного уровня ИКТ компетенций от всех участников процесса.
Главная роль отводится администрации школы, которая принимает решение, каким образом будет реализован проект и предоставляет все необходимые ресурсы для его начала.
К числу участников, полностью вовлеченных во все этапы внедрения и использования ЭУ, относятся: 1) технические специалисты 2) библиотечные работники 3) учителя.
В большинстве ИКТ проектов стартовым этапом внедрения является ИКТ подготовка участников. Но встает вопрос, чему учить, какие компетенции необходимы в данном случае? Рассмотрим их подробнее.
Техническим специалистам и школьным администраторам требуется выполнять ряд задач, связанных с организацией процесса использования различных ЭУ и ЭОР в масштабах отдельных классов или школы.
К их компетенциям относятся:
-
Установка и управление программным обеспечением по дистрибуции ЭУ на устройствах с разными программными платформами;
-
Организация системы доступа к ЭУ и ЭОР на сервере и администрирование пользователей;
-
Поддержка работоспособности сервера и локальной сети;
-
Установка обновлений и дополнительного ПО, необходимого для работы ЭУ;
-
Работа с системами управления учебным процессом в ИОС класса и школы;
-
Умение диагностировать технические проблемы при использовании ЭУ различных типов и решать их.
Педагогам и библиотечным работникам которые напрямую работают с учениками, кроме основных базовых ИКТ-компетенций, которыми они должны владеть по умолчанию, необходимо наличие дополнительных навыков, связанных именно с их ролью на этапе внедрения ЭУ в школы.
Базовые компетенции включают:
-
Базовую компьютерную грамотность, т.е. знание офисных прикладных программ (текстовых редакторов, электронных таблиц, программ для подготовки презентаций и пр.)
-
Владение приёмами организации личного информационного пространства и графическим интерфейсом операционной системы
-
Владение базовыми сервисами и технологиями сети Интернет
-
Владение приемами подготовки методических материалов и рабочих документов средствами офисных технологий
Дополнительные компетенции являются требованием времени. В связи со вступлением в силу с 1 сентября 2013 года нового № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» изменяются требования к ИКТ-компетентности библиотекарей в связи с внедрением новых форм ведения библиотечных каталогов, библиотечного учета, коммуникаций с читателями.
Библиотечные работники в рамках школьных проектов могут решать задачи дистрибуции ЭУ на компьютеры учеников, консультирования их по вопросам использования ЭУ, правилам работы с ними, сроками их работоспособности и пр.
Кроме этого, к их умениям должны относиться:
-
Владение правовыми аспектами использования информационных ресурсов сети Интернет в образовании;
-
Преобразование и представление информации в эффективном для решения; конкретных задач виде, составление собственного материала из имеющихся источников;
-
Формирование собственного цифрового портфолио;
-
Навыки работы в виртуальном информационном пространстве;
-
Администрирование фондов ЭУ и работа с электронными каталогами;
-
Использование различных приложений и программных продуктов для автоматизации своего рабочего места.
Достаточно обширный объем навыков для работников, которые некоторое время были в тени. Тем более программам их профессионального развития по использованию ИКТ в своей деятельности долгое время не уделялось достаточного внимания.
Перечень дополнительных компетенций педагогов еще шире. Учитель также должен уметь работать с ЭУ и различными ресурсами, которые они содержат, владеть технологиями и приемами работы, связанными с использованием ЭУ, ориентироваться на изменяющиеся условия образовательной среды.
В примерный перечень содержания компетентности педагога входят следующие умения:
-
Эффективная навигация и организация эффективного поиска ресурсов и информации в ЭУ добавление закладок
-
Работа в режиме интерактивного взаимодействия с компонентами ЭУ (рабочие тетради, интерактивные задания, тесты и пр.
-
Работа с демонстрациями и мультимедийными объектами
-
Сохранение фрагментов заданий и необходимых ресурсов ЭУ
-
Использование инструментов накопления дополнительных ресурсов в среде ЭУ, если она (среда) это позволяет;
-
Разработка ресурсов для урока в интерактивной мультимедийной среде моделирования (при наличии таковой в ЭУ).
Помимо этого, учитель должен уметь:
-
Планировать и организовывать обучение в модели «1 ученик: 1 компьютер, поскольку ученики работают с ЭУ индивидуально на своем устройстве;
-
Использовать системы управления учебным процессом в классе;
-
Владеть методиками и приемами современных педагогических технологий (смешанное обучение, дистанционное обучение, проектный подход и пр.).
1.2 ИКТ-ориентированные образовательные методики
Тренды развития современных образовательных технологий актуальны и хорошо вписываются в проекты внедрения ЭУ, подчеркивая их преимущества и давая возможности расширения их дополнительными образовательными ресурсами. Примерами подобных технологий, которые могут использоваться в комплексе с проектами внедрения ЭУ являются:
-
Мобильное обучение «1 ученик: 1 компьютер». Дает возможность возможность получать доступ к электронным учебникам ученикам на их индивидуальных персональных устройствах;
-
Дистанционное обучение. Позволяет организовать дистанционное взаимодействие учителя и ученика при решении учебных задач;
-
Смешанное обучение. Позволяет совместить процесс очного обучения в классе с онлайн обучением, что наиболее подходит к использованию ЭУ, включая модель перевернутого класса. Модель перевернутого класса предполагает самостоятельное изучение учебного материала учениками до урока, например дома. Урок же в свою очередь становится практическим. Учитель больше времени уделяет работе с учениками, в том числе индивидуальной работе;
-
Использование систем управления учебным процессом (LMS), предоставляющие учителю возможность эффективной организации обучения в классе. Например, система управления классом из пакета Intel® Education Software;
-
Облачные технологии. Ученики и учителя используют различные сетевые сервисы, являющиеся частью ИОС школы. Использование облачных сервисов в школах позволяет решить задачи лицензионного ПО, организовать персональные среды учеников и учителей, а также активно организовывать совместную работу при использовании ЭУ.
Применение ЭУ в образовательном процессе в сочетании с такими компонентами ИОС, как системы управления обучением и управления образовательным контентом, может дополнительно обеспечивать:
-
Управление учебным процессом за счет взаимодействия мобильных устройств учащихся и учителя, а также с другими средствами обучения на базе ИКТ;
-
Организацию индивидуальной поддержки каждого ученика на основании информации о результатах его продвижения по учебному материалу;
-
Организацию сетевого взаимодействия участников для формирования навыков учебного сотрудничества, коммуникативной компетентности.
Электронный учебник, как и бумажный, является индивидуальным инструментом каждого ученика. Важнейшим условием бесперебойной работы с электронным учебником является возможность его использования без подключения к интернету, особенно при одновременном индивидуальном работе с ЭУ каждого ученика в классе. Система дистрибуции «Азбука» позволяет работать с ЭУ в оффлайн-режиме и легко интегрируется в ИОС школы. В то же время, если интернет есть, ЭУ автоматически обновляется, а на сервер отправляются результаты тестов и контрольных работ.
2. Этапы внедрения проекта электронных учебников в школе
Мы остановимся на основных этапах внедрения проекта ЭУ, от определения необходимых компонентов процесса (план проекта ЭУ, требования к созданию инфраструктуры и участникам, повышение квалификации, мониторинг и оценка эффективности) до сопровождения и развития проекта.
Учитывая, что проект внедрения ЭУ требует активного вовлечения всех участников, необходима его тщательная подготовка и планирование, а все этапы его реализации должны быть четко согласованы, если не сказать регламентированы.
2.1 Основные этапы проекта внедрения ЭУ в школе
Проект внедрения ЭУ в школе включает в себя следующие основные этапы:
-
определение целей, задач и содержания проекта;
-
формирование рабочей группы по внедрению ЭУ;
-
оценка степени готовности учителей к использованию ЭУ и новых подходов в обучении;
-
выбор учителей, учащихся и моделей использования ЭУ;
-
разработка организационно-методической документации проекта;
-
комплексное решение по оснащению учебного процесса персональными устройствами, включая создание инфраструктуры внутри школы;
-
оснащение учащихся и учителей мобильными и планшетными компьютерами с учетом их совместимости для организации совместной работы в классе;
-
разработка плана внедрения в ближней, средней и дальней перспективе.
В плане внедрения обязательно предусмотреть:
-
проведение установочного семинара с коллективом ОУ;
-
организация обучения учителей по программам повышения квалификации по использованию ЭУ в модели обучения «1 ученик-1 компьютер»;
-
проведение информационно-методических семинаров в ходе реализации проекта;
-
проведение открытых мероприятий и уроков с использованием ЭУ;
-
организация повышения квалификации учителей по программам обучения, где результатом обучения будет овладение дополнительными ИКТ компетенциями для эффективной работы с ЭУ, в соответствии с перечнем содержания компетентности педагога, указанных в предыдущей статье;
-
организация методического сопровождения участников проекта;
-
организация мониторинга эффективности проекта с целью определения влияния использования ЭУ на развитие предметных и метапредметных образовательных результатов учащихся, ИКТ компетенции учителей;
-
выработка итоговых рекомендаций к методике применения ЭУ в школе;
-
разработка методических рекомендаций для учителей по использованию ЭУ в учебном процессе;
-
подведение итогов проекта внедрения и распространение (тиражирование) опыта.
2.2 Основные требования к инфраструктуре и программному обеспечению в школе
Для успешной реализации проекта определены основные требования к инфраструктуре и программному обеспечению (ПО) в школе:
-
Наличие информационно-образовательной среды;
-
Наличие информационно-библиотечного центра с рабочими зонами, оборудованными медиатекой и подключенного к системе дистрибуции, которая в дальнейшем станет центром электронной библиотеки и позволит школе перейти на новый уровень развития единой информационно-образовательной среды;
-
Достаточный уровень оснащения средствами ИКТ (достаточное количество мультимедийных проекторов и/или интерактивных досок, широкополосный канал связи, беспроводная сеть);
-
Наличие мобильных компьютерных классов, индивидуального доступа к учебному контенту и компьютеру для учащихся во время самоподготовки;
-
Доступ в интернет для участников (на компьютерах в ОУ и\или в домашних условиях);
-
Наличие ПО:
-
Линеек электронных учебников по различным предметам
-
Системы дистрибуции “Азбука” для получения контента и естественной интеграции электронной библиотеки в учебный процесс учителей и учеников, сбора информации об использовании электронных учебников и пособий для дальнейшего совершенствования образовательного процесса. Система позволяет организовать эффективное сотрудничество образовательных учреждений с издательствами в части приобретения электронного контента и обеспечивает рациональное использование и контроль за ЭУ.
-
Системы управления учебным процессом в классе - позволяющей преподавателю использовать электронный учебник, контролировать процесс обучения, организовать индивидуальную, групповую и фронтальную работу, одновременно проводить диагностику усвоения учебного материала и многое другое.
Какой бы ни был выбран комплекс из форм и моделей обучения, ЭУ - это прежде всего индивидуальный цифровой инструмент ученика на любом уроке. Поэтому, при внедрении ЭУ модель мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер» автоматически ложится в основу всего образовательного процесса.
Более того, для учителя ЭУ на уроке - это современный образовательный инструмент, позволяющий не только повысить мотивацию обучения, но и способствовать высокому уровню усвоения материала. При использовании ЭУ и любых дополнительных ЭОР данная возможность появляется при наличии системы управления классом, о которой речь шла выше. Использование данной системы позволяет педагогу, находясь на своем рабочем месте, оперативно взаимодействовать не только со всем классом, но и индивидуально с каждым учеником: наблюдать за работой, получать обратную связь, оказывать помощь обучающемуся, управляя рабочим столом устройства ребенка. Учитель может использовать ее для создания собственных тестов, организации процесса тестирования во время урока с возможностью наглядного представления результатов выполненного теста учащимися. Также педагог имеет возможность в любой момент урока заблокировать работу с компьютером конкретного ученика (что становится крайне актуально при наличии у каждого своего персонального носителя ЭУ), если ученик занимается на компьютере не относящимися к уроку действиями или чтобы сконцентрировать его внимание на своем объяснении.
2.3 Условия для высокой эффективности проекта
Эффективность проекта будет значительно выше, при выполнении следующих условий:
-
Готовность школы к внедрению инноваций, наличие у коллектива опыта; инновационной педагогической деятельности, подтверждением чего могут служить победы в национальных проектах, участие в конкурсах по использованию средств ИКТ в учебном процессе, публикации и прочее;
-
Заинтересованность администрации школы и преподавателей в участии в проекте;
-
Обязательное наличие основных базовых ИКТ компетенций у всех участников.
В зависимости от степени готовности педагогических кадров школы к использованию ЭУ и новых подходов в обучении необходимо продумать траектории обучения участников проекта.
Не секрет, что для организации учебного деятельности по-новому всем участникам проекта внедрения необходимо постоянно повышать свою квалификацию в различных областях. Помимо курсов повышения квалификации, организованных на региональном и федеральном уровнях, широкие возможности для профессионального развития предоставляет корпорация Intel, образовательные инициативы которой позволяют овладеть новыми компетенциями, современными педагогическими технологиями и приемами. Обучение доступно по образовательным программам Intel® «Обучение для будущего» и “Учимся с Intel®”, и на дистанционных курсах программ.
Также педагогам доступны разнообразные инструменты портала Образовательной Галактики Intel®, такие как ежегодные практико-ориентированные онлайн конференции, обмен опытом между новичками, коллегами-новаторами и экспертами сообщества, дистанционные курсы профессионального развития:
-
«Методические аспекты организации учебной деятельности с электронными учебниками в инновационных моделях обучения»;
-
«Образовательная среда 1 ученик: 1 компьютер»;
-
“Использование систем управления классом при работе в открытой образовательной среде”;
-
Метод проектов;
-
Методы оценивания в классе 21 века;
-
Методы сотрудничества в классе 21 века;
-
Модель «1 ученик: 1 компьютер»: мотивация учащихся.
2.4 Рекомендованное оборудование для учителей и учеников
При решении вопросов технического оснащения следует рассматривать только мобильные устройства (носители ЭУ), которые на сегодняшний день являются наиболее перспективными для воспроизведения ЭУ. Помимо всего прочего, к ним относятся устройства, которые должны иметь разъем для USB/SD.
В целях внедрения ЭУ в данной статье остановимся на решениях, которые укомплектовываются системой управления классом (учительской и ученической версиями) из пакета ПО Intel ® Education Software, как доказавшие на практике свою эффективность.
Решения для учителей:
-
Производительный ноутбук и ультрабук, включая системы-трансформеры 2-в-1 с операционной системой Windows;
-
Стационарный компьютер типа All in One (Все в Одном) в классе, при условии наличия или открытого доступа педагога к ноутбуку для гибкой работы во внеурочной деятельности, а также подготовки к уроку дома или в школе;
-
Лицензия на подключение к системе дистрибуции для получения и работы с ЭУ.
Наличие ОС Windows позволяет учителю работать с ЭУ и другими материалами в привычном интерфейсе.
Решения для учеников:
-
Школьный компьютер-трансформер Intel® classmate PC с поворотным сенсорным экраном;
-
Школьный планшетный компьютер - трансформер 2-в-1 с отстегивающейся клавиатурой (Intel® Education 2-in-1);
-
Ноутбуки и ультрабуки, включая системы-трансформеры 2-в-1, выпускаемые в рамках программы Intel® Education Solutions;
-
Планшеты Intel® Education Tablet под управлением ОС Android. Но необходимо помнить, что отсутствие полноценной клавиатуры у любого планшета может ограничивать деятельность учеников по выполнению некоторых задач в соответствии с ФГОС;
-
Лицензия на подключение к системе дистрибуции для получения и работы с ЭУ.
Перечень мобильных устройств представлен с учетом разработанных рекомендаций ФИРО по результату апробации электронных учебников в общеобразовательных школах РФ, где на программном и аппаратном уровнях подтвердилась потребность в многофункциональных возможностях мобильных устройств-носителей ЭУ.
2.5 Мониторинг
Организация мониторинга крайне важна для внедрения проекта, так как своевременная экспертиза и оценка результатов позволяет организовать управление проектом на высоком уровне.
В ходе реализации проекта необходимо не только проводить мониторинговые исследования для получения оценки использования ЭУ в учебной деятельности и определения влияния использования ЭУ на образовательные результаты учащихся, но и организовать систематическое отслеживание результатов исследований для своевременной корректировки педагогической и управленческой деятельности.
Направлениями мониторинговых исследований могут стать:
-
Влияние на уровень компетенции и мотивацию учащихся содержания и разнообразия видов деятельности при использовании ЭУ на уроке или внеурочной деятельности;
-
Влияние на уровень компетенции и мотивацию учащихся использования смешанных моделей обучения, дополнительных сервисов и инструментария;
-
Мониторинг развития компетенций учителя при деятельностном обучении учащихся (рост самооценки учителя, рост авторитета педагога или его фасилитаторских качеств и др.);
-
Оценка эффективности использования ЭУ с методической точки зрения и др.
2.6 Сопровождение и развитие проектов внедрения ЭУ
Сопровождение проекта внедрения ЭУ является одной из важных составляющих успешности данного процесса. Оно начинается на этапе запуска, с этапа подготовки образовательного учреждения, с повышения квалификации учителей и продолжается вплоть до этапа тиражирования результатов проекта. Это достаточно длительный процесс, охватывающий различные категории участников проекта. При этом, на этапе сопровождения можно выделить следующие составляющие:
Использования ЭУ в образовательном процессе школы: в данном случае будет уделено особое внимание вопросам доступа к ЭУ и эффективному использованию его возможностей. Ведь внедрение ЭУ в информационно-образовательную среду школы позволяет повысить качество использования электронно-образовательных ресурсов, сделать процесс обучения не только личностно-ориентированным, но и деятельностным.
Использование ЭУ в педагогической практике учителя: особое внимание при организации сопровождения реализации данной составляющей должно уделяться повышению квалификации педагогов в вопросах использования ЭУ в учебном процессе, что позволяет учителям встать на новый уровень использования информационно - коммуникационных технологий, реализовать новые образовательные стандарты, научиться работать “по новому”.
Внедрение ЭУ в образовательный процесс класса: эффективное внедрение ЭУ в образовательный процесс школы во многом зависит от той модели, которую выбирает для себя ОУ. И здесь можно выделить следующие варианты:
-
внедрение ЭУ на базе класса, в данном случае школа выбирает один опытно-экспериментальный класс, в котором на всех предметах используются ЭУ со всеми интерактивными приложениями. Для эффективной работы в данной модели необходимо иметь команду педагогов-предметников, готовых к внедрению и использованию современных образовательных технологий, работающих в экспериментальном классе
-
внедрение ЭУ на базе предмета предполагает использование электронных учебников в рамках изучения конкретного предмета в разных учебных параллелях. Для реализации данного направления необходимо определить работу школьного методического объединения учителей-предметников, которые смогут разработать и внедрять план использования ЭУ на уроках.
При сопровождении данного направления может особое внимание уделяется разработке плана внедрения использования ЭУ в образовательном процессе школы в зависимости от той модели, которая выбрана школой.
Внедрение ЭУ в информационно-образовательную среду школы: организация сопровождения данной составляющей позволит составить необходимую схему для создания эффективной инфраструктуры ОУ для внедрения ЭУ в ИОС школы, определить минимальные и максимальные требования по материально-техническому оснащению, разработать программу внедрения и развития проекта использования ЭУ в масштабах всей школы.
Использование ЭУ учащимися школы: использование ЭУ в образовательном процессе позволяет выстроить для каждого ученика индивидуальную траекторию развития, позволяющую осваивать учебный материал с той скоростью и в том объеме, который позволяет сделать образовательный процесс максимально эффективным. И здесь необходимо обращать внимание на уровень доступности представленного материала, навыки работы с электронным контентом, возможности выполнения интерактивных заданий. Все это возможно определить и при необходимости скорректировать в процессе сопровождения проекта внедрения ЭУ.
Итак, при организации сопровождения внедрения ЭУ в образовательный процесс школы необходимо выделить следующие ключевые этапы:
-
Анкетирование как на старте проекта внедрения, так и в процессе, а также по результатам реализации проекта. Анкетирование необходимо проводить среди педагогов, на старте для оценки уровня готовности учителей к использованию ЭУ на своих уроках, а также по ходу проекта для определения необходимого и достаточно объема предлагаемых заданий, доступностью и удобства использования ЭУ, выявления дальнейших перспектив использования ЭУ в образовательном процессе школы. Анкетирование среди учащихся должно демонстрировать, на сколько удобны в использовании ЭУ, оценивать их влияние на уровень и качество освоения изучаемого материала. Анкетирование администрации школы позволит оценить готовность инфраструктуры школы, кадрового и материального потенциала необходимого для внедрения ЭУ на старте проекта, а также эффективность комплексного использования ЭУ в образовательном учреждении по итогам проекта.
-
Организация и проведение дистанционных тренингов, мастерских для различных категорий участников проекта внедрения ЭУ. После определения уровня готовности педагогических кадров образовательного учреждения к внедрению использования ЭУ в информационно-образовательную среду школы формируется перечень курсов, рекомендованных к изучению различными категориями участников проекта: техническим специалистам, библиотечным работникам, педагогам. Данный перечень может корректироваться, изменяться, дополняться по ходу реализации проекта в соответствии с потребностями и заказами пилотной команды школы.
-
Для возможности обмена опытом среди школ, внедряющих ЭУ в образовательный процесс, повышения качества и эффективности уроков, проводимых с использованием ЭУ, возможно проведение сетевых конкурсов различного уровня (региональных, всероссийских). В рамках конкурсов могут представляться конспекты уроков, интересные приемы использования ЭУ на различных предметных уроках, секреты, повышающие качество обучения и мотивацию учащихся при работе с ЭУ.
-
При условии внедрения проекта использования ЭУ в нескольких школах региона возможно формирование команды региональных координаторов, которые смогут оказывать своевременную методическую помощь и поддержку всем участникам проекта.
-
На протяжении всей реализации проекта внедрения использования ЭУ необходимо организовать формирование базы лучших практик, в которую будут помещаться наиболее интересные и удачные примеры использования ЭУ в образовательном процессе школы.
Залогом успешного внедрения проекта электронных учебников в школе является объединение усилий всех участников образовательного процесса, четкое соблюдение этапов подготовки и реализации проекта и непрерывное профессиональное развитие всех участников образовательного процесса совместно со структурами повышения квалификации региона и компаниями-партнерами. Только при условии комплексного взаимодействия всех участников проекта может быть достигнут максимально успешный результат.
3. Используемые источники:
- Образовательная Галактика Intel®
- Программа Intel® “Обучение для будущего”
- Программа “Учимся с Intel®”
- Федеральная система дистрибуции электронных учебников “Азбука”
- «Апробация электронных учебников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», ФИРО
- «Рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств», ФИРО
- Электронный учебно-методический комплекс “Школа Бином”
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 сентября 2013 г. N 1047 г. Москва "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"