МБОУ "СОШ №42"
Иркутская область г. Братск
эл. почта: sosnerj_2006@mail.ru

Звуко – буквенный разбор слова

 

Звуко – буквенный разбор слова

Порядок разбора:

  • Напиши слово.
  • Раздели слово на слоги и определи количество слогов.
  • Определи, на какой слог падает ударение, поставь знак ударения.
  • Определи количество гласных букв и согласных.
  • Запиши буквы в столбик, около каждой буквы в [ ] запиши их звуки.
  • Дай характеристику каждому звуку: Какой звук обозначают согласные буквы: звонкие или глухие, твердые или мягкие. Какой звук обозначают гласные буквы: ударный или безударный.
  • Обрати внимание на буквы е, ё, ю, я (обозначают 2 звука, если: стоят вначале слова, после гласной, после ь или ъ знаков). Не забудь об особенностях ь и ъ знаков.
  • Помни, что согласные звуки [ж], [ш] — твёрдые непарные, а звуки [ч'], [щ'] — мягкие непарные.
  • Твёрдость и мягкость этих звуков не обозначается на письме и не зависит от последующей гласной буквы.
  •  Подведи черту.
  • Подсчитай и запиши, сколько букв и звуков в слове. 

    Устный разбор:

1. голубь

2. В слове голубь 2 слога

3. Ударение падает на первый слог: гÓлубь

4. В слове 2 гласн., 3 согл.

5. буквой г (гэ) обозначен звук [г] – согласный, звонкий, твердый; буквой о обозначен ударный звук [Ó]; буквой л (эль) обозначен согласный звук [л] – согласный, звонкий, твердый; буквой у обозначен безударный гласный звук – [у]; буквой б (бэ) обозначен согласный звук [п’] – глухой, мягкий; мягкость звука обозначена буквой ь (мягкий знак); буква «мягкий знак» звука не обозначает.

6.В слове голубь – 5 звуков, 6 букв. 

Письменный разбор: 
Го - лубь – 2 слога, 2 гласн., 3 согл.

г – [г] – согл., зв (п.)., тв. (п.)

о – [о] – гл., удар.

л – [л] – согл., зв. (неп.), тв. (п.)

у – [у] – гл., безуд.

б – [п’] – согл., глух. (п.), мягк. (п.)

ь – [-]

________________________

6 букв, 5 звуков 

де - ре - вья – 3 слога, 3 гласн., 3 согл.

д – [д’] – согл., зв. (п.), мяг. (п.)

е – [э] – гласн., безуд.

р – [р’] – согл., зв. (неп.), мяг. (п.)

е – [э] – гласн., ударн.

в – [в’] – согл., зв. (п.), мяг. (п.)

ь – [-] я – [j] – согл., зв. (неп.), мяг. (неп.)

[а] – гласн., безуд.

 _______________________________

 7 б., 7 зв.

 

Памятка « Условные обозначения звуков, их характеристика»

Условные обозначения звуков:

™о - гласныйзвук (рототкрыт, преградывортунет, воздухидетсвободно);

–  твердый согласный звук (во рту есть преграда):

=  мягкий согласный звук ( во рту две преграды: губы и язык, или одна, но увеличенная подъемом спинки языка к небу);

- , ≐твердый ( мягкийсогласный) точка -звоночекобозначает " включениеголоса"

– , =    твердый (мягкий) глухие  звуки (отсутствие точки – звоночка обозначает " голос не включился"

Фонетический анализ слова ПИЛА:

 

 

 

 

- определям количество звуков в слове, каждый звук обозначаем квадратиком.

( комметируем: в слове пила 4 звука)

2.Произносим звуки по порядку, заполняем квадраты условными обозначениями.

Комментируем: первый звук [ п/ ]- он согласный, глухой, мягкий-зеленый.

Второй звук: [ и ]- он гласный, обозначаем его кружком, безударный,  ставим огонёк опасности (красным карандашом);

Третий звук : [л ] - он согласный, ,звонкий- ставим точку-звоночек,твёрдый-синий;

Четвёртый звук: [а ]- он гласный-кружок, ударный - красным, ставим знак ударения.

3. Делим слово на слоги. Слог заканчивается гласным звуком,исключая закрытые слоги. Комментируем: в слове пила 2 слога, ударение падает на второй слог,в первом слоге безударная гласная.