МБОУ "СОШ №42"
Иркутская область г. Братск
эл. почта: sosnerj_2006@mail.ru

ЧИТАЛОЧКА

 

Любите книгу - книга источник знаний.
ЧТО ЧИТАТЬ

В 1 классе:
Современные русские и зарубежные писатели и поэты
«Мужик и медведь»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Снегурочка»
«У страха глаза велики»
«Мороз, ветер и солнце»
«Морозко»
«Волшебное кольцо»
«Кузьма Скоробогатый»
«Кот, петух и лиса»
Л.Толстой «Липунюшка»
В.Одоевский «Мороз Иванович»
Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»
П.Ершов «Конек-горбунок»
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик»
Братья Гримм «В стране небывалой», «Сказка о рыбаке и его жене», «Храбрый портной»
Г.Х.Андерсен «Огниво»
А Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
И.Акимушкин «Природа чудесница»
А.Гайдар «Чук и Гек»
Л.Пантелеев «Честное слово»
Н.Носов «Мишкина каша», «Заплатка», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки»
В.Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Заколдованная буква», «Сверху вниз, наискосок»
О.Кургузов «Рассказы маленького мальчика»
В.Катаев «Цветик-семицветик»
Г.Корнилова «Наш знакомый Бумчик»
Е.Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак»
Л.Муур «Крошка Енот»
Д.Биссет «Беседы с тигром»
О.Пройслер «Маленькая Баба Яга», «Маленький Водяной»
Р.Киплинг «Откуда у слона такая глотка», «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок»
Дж.Родари «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы»
Дополнительная литература
Б.Житков «Рассказы о животных»
В Чаплина «Крылатый будильник», «Мушка»
П.Бажов «Серебряное копытце»
Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот»
В.Губарев «Королевство кривых зеркал»
Г.Остер «Бабушка удава»
Л.Лагин «Старик Хоттабыч»
А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»Современные русские и зарубежные писатели и поэты
«Мужик и медведь»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Снегурочка»
«У страха глаза велики»
«Мороз, ветер и солнце»
«Морозко»
«Волшебное кольцо»
«Кузьма Скоробогатый»
«Кот, петух и лиса»
Л.Толстой «Липунюшка»
В.Одоевский «Мороз Иванович»
Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»
П.Ершов «Конек-горбунок»
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик»
Братья Гримм «В стране небывалой», «Сказка о рыбаке и его жене», «Храбрый портной»
Г.Х.Андерсен «Огниво»
А Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
И.Акимушкин «Природа чудесница»
А.Гайдар «Чук и Гек»
Л.Пантелеев «Честное слово»
Н.Носов «Мишкина каша», «Заплатка», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки»
В.Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Заколдованная буква», «Сверху вниз, наискосок»
О.Кургузов «Рассказы маленького мальчика»
В.Катаев «Цветик-семицветик»
Г.Корнилова «Наш знакомый Бумчик»
Е.Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак»
Л.Муур «Крошка Енот»
Д.Биссет «Беседы с тигром»
О.Пройслер «Маленькая Баба Яга», «Маленький Водяной»
Р.Киплинг «Откуда у слона такая глотка», «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок»
Дж.Родари «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы»
Дополнительная литература
Б.Житков «Рассказы о животных»
В Чаплина «Крылатый будильник», «Мушка»
П.Бажов «Серебряное копытце»
Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот»
В.Губарев «Королевство кривых зеркал»
Г.Остер «Бабушка удава»
Л.Лагин «Старик Хоттабыч»
А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»Современные русские и зарубежные писатели и поэты
«Мужик и медведь»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Снегурочка»
«У страха глаза велики»
«Мороз, ветер и солнце»
«Морозко»
«Волшебное кольцо»
«Кузьма Скоробогатый»
«Кот, петух и лиса»
Л.Толстой «Липунюшка»
В.Одоевский «Мороз Иванович»
Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»
П.Ершов «Конек-горбунок»
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик»
Братья Гримм «В стране небывалой», «Сказка о рыбаке и его жене», «Храбрый портной»
Г.Х.Андерсен «Огниво»
А Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
И.Акимушкин «Природа чудесница»
А.Гайдар «Чук и Гек»
Л.Пантелеев «Честное слово»
Н.Носов «Мишкина каша», «Заплатка», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки»
В.Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Заколдованная буква», «Сверху вниз, наискосок»
О.Кургузов «Рассказы маленького мальчика»
В.Катаев «Цветик-семицветик»
Г.Корнилова «Наш знакомый Бумчик»
Е.Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак»
Л.Муур «Крошка Енот»
Д.Биссет «Беседы с тигром»
О.Пройслер «Маленькая Баба Яга», «Маленький Водяной»
Р.Киплинг «Откуда у слона такая глотка», «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок»
Дж.Родари «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы»
Дополнительная литература
Б.Житков «Рассказы о животных»
В Чаплина «Крылатый будильник», «Мушка»
П.Бажов «Серебряное копытце»
Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот»
В.Губарев «Королевство кривых зеркал»
Г.Остер «Бабушка удава»
Л.Лагин «Старик Хоттабыч»
А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»
Во 2 классе:
Русские волшебные сказки и сказки разных народов 2 класс
«Сивка-Бурка»
«Царевна Несмеяна»
«Летучий корабль»
«Иван-царевич и серый волк»
«Финист – ясный сокол»
«Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)
«Женщина, которая жила в бутылке» (английская сказка)
Былины Киевского цикла
«Святогор и Илья Муромец»
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Классики русской литературы
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
Н.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы
Ш.Перро «Рике с хохолком»
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик»
А.Милн «Вини-Пух и все-все-все»
В.Гауф «Маленький Мук»
Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
В.Гаршин «Лягушка-путешественница»
Современная русская и зарубежная литература
Ю.Коваль «Соловьи», «Шамайка»
Ю.Дмитриева «О природе для больших и маленьких»
А.Гайдар «Горячий камень»
К.Паустовский «стальное колечко»
В.Драгунский «Девочка на шаре»
Л.Петрушевская «Сказки»
С.Козлов «Сказки»
С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»
Д.Даррел «Моя семья и другие звери»
Д.Харрис «Сказки дядюшки Римуса»
К.С.Льюис «Лев, ведьма и платяной шкаф»

Дополнительная литература
В.Голявкин «Рассказы»
Ю.Раскин «Когда папа был маленьким»
Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
Дж.Родари «Джельсомино в стране лжецов»
Р.Киплинг «Отчего у верблюда горб»
Э.Распе «Приключения Мюнхгаузена»
Э.Сетон-Томпсон «Уличный певец»
О.Пройслер «Маленькое привидение»
П.Треверс «Мери Поппинс"
В 3 классе:
Былины Новгородского цикла
«Садко»
Русские народные волшебные и бытовые сказки
«Морской царь и Василиса премудрая»
«Семь Симеонов»
«Каша из топора»
«Марья Моревна»
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»
«Солнце, Месяц и Ворон Воронович»
«Солдат и смерть»
Классики русской литературы
М.Лермонтов «Бородино»
А.Чехов «Белолобый»
Л.Андреев «Петька на даче»
Саша Черный «Дневник Фокса Микки»
Современная русская литература
Л.Пантелеев «Рассказы»
Ф.Искандер «Рассказы»
Русские и зарубежные авторские сказки и сказочные повести
А.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
С.Аксаков «Аленький цветочек»
Л.Петрушевская «Сказки»
С.Козлов «Сказки»
П.Бажов «Медной горы хозяйка»
Дж.Родари «Планета Новогодних елок»
Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик»
А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Дополнительная литература
А.Толстой «Детство Никиты»
С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
Ю.Олеша «Три толстяка»
Л.Чарская «Сказки»
В.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
К.Булычев «Тайна третьей планеты»
Е.Велтистов «Приключения Электроника»
А.Мошковский «Пятеро в звездолете»
О.Уайльд «Мальчик-звезда»
К.Льюис «Сказочные повести»
В.Гауф «Карлик Нос», «Калиф-аист»
Л.Керрол «Алиса в стране чудес»
Г.Х.Андерсен «Елка», «Волшебный фонарь»
Ш.Перро «Синяя борода»

 В 4 классе:
Славянские мифы
Миф «Сотворение Земли»
Русские народные сказки
«Царевна - лягушка»
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
Древнерусская литература
«Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича»
И.А.Крылов «Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Волк на псарне»
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
Н.В.Гоголь «Вечере на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место»
Н.А.Некрасов «На Волге»
А.П.Чехов «Хирургия»
И.С.Тургенев «Муму»
И.А.Бунин «Косцы»
А.И.Куприн «Тапер»
И.П.Бажов «Медной горы хозяйка»
С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»
А.П.Платонов «Никита»
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
К.М.Симонов «Майор привез мальчишку из лафета»
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
Р.Стивенсон «Вересковый мед»
Д.Дефо «Робинзон Крузо»
Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
М.Твен «Приключения Тома Сойера»
Д.Лондон «Сказание о Кише»
Дополнительно
1. Зарубежные народные сказки
2. Г.Х. Андерсен "Дикие лебеди"
3. П. Ершов "Конек - Горбунок"
4. А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"
5. Р. Киплинг "Кошка, которая гуляет сама по себе"
6. П. Бажов "Каменный цветок"
7. А.И. Куприн "Слон"
8. А.П. Чехов "Каштанка", "Мальчики"
9. Ю. Олеша "Три толстяка"
10. В. Гауф "Калиф - аист"
11. Стивенсон "Остров сокровищ", "Черная стрела"
12. М. Зощенко, рассказы
13. Н. Носов "Незнайка в Солнечном городе"
Книга - учитель,
Книга - наставница,
Книга - близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
В.Ф. Боков  
 

 Видеть да запоминать – это тоже еще не чтение.

Надо пережить – надо чувствовать,

одевать чужие слова в плоть и кровь так,

чтобы они становились как бы самой жизнью».

             Н. А. Рубакин

 Заповедь 1. Прежде чем читать, определи, о каком времени (эпохе) расскажет тебе эта книга. А закончив чтение, установи, как долго длились описанные в книге события.
  

 

Заповедь 2. При чтении обращай внимание на то, где (в каком месте, в какой стране) и с кем происходит все, о чем рассказано в книге.

 

Заповедь 3. Во время чтения постарайся представить себе и  обстановку, и героев как можно более наглядно, конкретно (используя книги-справочники, иллюстрации, прочитанное ранее).

Заповедь 4. Читая, старайся все непонятное сразу же выделять. Задавай себе вопросы, стремись, прежде всего, найти на них ответы самостоятельно, без посторонней помощи.

 

Заповедь 5. Большую (объемную) книгу читай по частям (по главам, по разделам).

 

 Заповедь 6. Закрывая книгу или делая перерыв в чтении, всякий раз, даже прочитав только часть ее, старайся припомнить и обдумать только что прочитанное:

– что запомнилось тебе,

– что взволновало тебя,

– что заставило затаить дыхание,

– что испугало тебя,

– что обрадовало тебя,

– что рассердило тебя,

– что поразило тебя при чтении.

 

 Заповедь 7. Привыкай  сравнивать свои впечатления от прочитанного сегодня с тем, что было испытано при чтении вчера.

 

Заповедь 8. После прочтения книги (или части, главы, раздела) бывает полезно возвращаться к прочитанному, перечитывать отдельные интересные или важные места, отмечать такие места закладкой, а иногда даже выписывать в свою специальную тетрадку.

 

Заповедь 9. Завершив работу с книгой, дочитав её до конца (и прежде чем подумать о другой (следующей) книге для себя), бывает очень полезно перед расставанием с книгой:

– еще раз подумать над содержанием прочитанного в целом;

– воспроизвести в памяти образы героев книги и постараться определить (для себя),  хороша ли книга и чем именно хороша;

– перечислить эти хорошие стороны, чтобы потом уметь порекомендовать её другому читателю.

 

С

Дорогие,мои ученики!             

 

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения ( осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанного), то во втором - четвертом классах чтение постепенно становится общеучебным умением, крайне необходим при овладении знаниями по другим предметам. Немаловажным критерием при овладении чтением как общеучебным умением является беглость чтения.

Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтение, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе стения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, то есть знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени.

1 класс

В первой четверти у ребенка не проверяют технику чтения. 

2 четверть:

  • меньше 10 слов - "2",
  • 10-15 слов - "3",
  • 16-20 слов "4",
  • больше 20 слов - "5".

3 четверть:

  • меньше 20 слов "2",
  • 20-25 слов "3",
  • 26-35 слов "4",
  • больше 35 слов "5".

4 четверть:

  • меньше 25слов "2",
  • 25-30 слов "3",
  • 31-40 слов "4",
  • больше 40 слов "5".