МБОУ "СОШ №42"
Иркутская область г. Братск
эл. почта: sosnerj_2006@mail.ru
11.06.2017

Звуковой анализ в первом классе

11.06.2017

 

Фонетика это учение о звуках речи.

 

Алфавит –это буквы,расположенные по порядку.

Звуковая лента памяти

 

 

Алфавит содержит 33 буквы.

 

Гласных букв – 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

 

Гласных звуков – 6: [а], [о], [и], [ы], [э], [у].

Признаки гласных звуков.

 

  1. Гласные звуки - это звуки речи, при произнесении которых воздух не встречает преград.
  1. Гласные образуют слог. Сколько в слове гласных звуков, столько в слове слогов.
  • Гласные под ударением находятся в сильной позиции: как слышится, так и пишется.
  • Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда они стоят:
  1. в начале слова (яркий, Юра, ёлка);
  1. после гласных (моя, доярка, батарея);
  2. после ь, ъ (въезд, жильё, вьюга).
  • Как только в слове после согласных появляются буквы е, ё, ю, я, согласные звуки произносятся мягко.

 

Признаки согласные звуков.

 

  1. Согласные звуки - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды.
  1. Согласные звуки состоят из шума /глухие/ или из голоса и шума /звонкие/. · Звонкие состоят из шума и голоса.
  • Глухие согласные произносятся без голоса и состоят только из шума
  • По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары. Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости / звонкости согласных: [б] – [п], [б’] – [п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [г] – [к], [г’] – [к’], [д] – [т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш]. Перечисленные звуки являются, соответственно, либо звонкими парными, либо глухими парными.
  • Остальные согласные характеризуются как непарные. Твердые и мягкие согласные звуки
  • Твердые и мягкие согласные различаются особенностями артикуляции, а именно положением языка: при образовании мягких согласных все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу, при образовании твердых согласных тело языка сдвигается назад.

 

Звуковой анализ слов (способ действия - алгоритм).

 

  1. Произнести слово и послушать себя.
  2. Выделить звуки в слове (действие интонирование).
  1. Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным значком. Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий - глухой, твёрдый - мягкий. Если звук гласный, определить ударный он или безударный, отметить ударный звук значком [ударение].
  1. Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова).
  1. Выделить в схеме (звуковой модели) слова точкой внизу гласные звуки, разделить слово на слоги.
  1. Выделить ударный слог, произнести его.

 

Например, слово портфель.

 

  • Произношу слово, выделяю первый звук в слове: [ППППартф’эл’] - звук [П], он согласный, глухой, твёрдый, обозначаю его в схеме синим кружком.
  • Выделяю в слове второй звук: [пААААртф’эл’] – звук [А], он гласный, безударный, обозначаю его красным кружком.
  • Выделяю в слове третий звук: [паРРРРтф’эл’] – звук [Р] - он согласный, звонкий, твёрдый, обозначаю его в схеме синим кружком.
  • Четвёртый звук – [парТТТТф’эл’] – звук [Т], он согласный, глухой, твёрдый, обозначаю его в схеме синим кружком.
  • Пятый звук – [партФФФФ’л’] – звук [Ф’] (фь), он согласный, глухой, мягкий, обозначаю его в схеме зеленым кружком.
  • Шестой звук в слове – [партф’ЭЭЭЭл’] – гласный звук [Э], он ударный, обозначаю его красным кружком в схеме, ставлю знак ударения над гласным звуком.
  • Седьмой звук в слове – [партф’эЛЛЛЛ’] - звук [Л’] (ль) - он согласный, звонкий, мягкий, обозначаю его зеленым кружком.
  • Делю слово на слоги – [ПАРТ – Ф’ЭЛ’] – в слове два слога, второй слог ударный.
  •  
    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: