МБОУ "СОШ №42"
Иркутская область г. Братск
эл. почта: sosnerj_2006@mail.ru
11.06.2017

Существующие подходы к фонетическому разбору.

11.06.2017

 

На уроках русского языка предусматривается фонетический разбор слов, т.е. продолжается работа, начатая в период обучения грамоте. Это необходимая работа, т.к. учащиеся тренируются в произношении слов, в слышании звуков, в определении ударных - безударных гласных, парных - непарных по звонкости

- глухости, твердости - мягкости согласных, в подсчете звуков и букв.

 

Вот порядок устного разбора по учебнику Т.Г. Рамзаевой.

- Сколько в слове слогов?

- На какой слог падает ударение?

- Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены?

- Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие.

- Какими буквами обозначены?

- Количество звуков и букв в слове.

В предложенном порядке звукобуквенного разбора формулировка действий соответствует самим действиям.

В образце письменного разбора этого же учебника уже нет этого соответствия.

- Слово записывается буквами, хотя разбор называется звукобуквенным, подсчитывается количество слогов.

- Слово записывается так же буквами, но в столбик.

- Рядом с буквой записывается, какой звук она обозначает, т.е. производится буквенно-звуковой анализ.

- Характеризуются звуки с указанием звонкости, твердости-мягкости согласных.

В данном случае несовпадение звука и буквы характеристика звука отсутствует.

А ведь фонетический разбор нужен именно для несовпадающих между собой звуков и букв. Поэтому нужно сделать разбор не только по названию, но и по выполнению действий звукобуквенным.

Автор раздела «Методика изучения звуковой стороны языка» П.С. Жедек предлагает фонетико-орфографический разбор, особенности которого следующие:

1. Выполняя его, ученик идет от звука к букве, а не от буквы к звуку.

2. Характеризуя звуки, указывает позицию в данной словоформе.

3. При переходе от звука к букве выполняет и характеризует орфограмму, а так же объясняет способ решения орфографической задачи.

Для характеристики звуков используются значки:

После проверяемого слова ставим знак, после которого пишем ту букву, которую, как считаем, нужно написать.

Введя условные обозначения, рассмотрим последовательность выполненных действий.

1. Записываем слово звуками с большим интервалом между звуками.

2. Ставим ударение, подсчитываем количество слогов.

3. Отмечаем звуки, находящиеся в сильной позиции, т.е. обозначаем буквами в соответствии с произношением звуков. Подчеркивая звуки, объясняем:

о - под ударение, р   - перед гласными, п - перед сонорными б - перед гласными.

Характеристика подчеркнутых звуков не требуется, т.к. по программе дети должны уметь безошибочно обозначать звуки буквами, совпадающими с написанием, уже с 1 класса.

4. Оставшимися звуками з, а дается подробная характеристика.

Звуки характеризуются со всех сторон, отрабатывается сознательный подход, т.е. разделы русского языка «Фонетика», «Графика», «Словообразование», «Морфология» и «Орфография» выступают во взаимосвязи, чего и требует методика преподавания русского языка.

Кроме того, вырабатывается умение рационально организовать свою деятельность.

5. Звуки обозначаем буквами, записывая под звуками на первой свободной строчке после характеристики

просьба.

Такой разбор направлен на запоминание развитие внимания в отношении орфографии, развивает осознанный рациональный характер действий детей.

 

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: