Предлагаю памятки для учеников начальных классов. Они помогут вам при изучении и закреплении тем русского языка.
ПАМЯТКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Гласные звуки: Гласные буквы: А,0,У,Ы,И,Э . А,0,У,Ы,И,Э,Е,Ё,Ю,Я Согласные звуки Парные звонкие: б, в, г, д, ж, з глухие: п, ф, к, т, ш, с
непарные звонкие:л, м, н, р глухие: х, ц, ч, щ Всегда твердые: ж, ш, ц Всегда мягкие: ч, щ, й Ь и Ъ – звуков не обозначают Е, Ё, Ю, Я–Обозначают мягкость согласного ( МЁД , ДЕРЕВО) или 2 звука, после гласной и в начале слова ( МОЁ, ЯМА)
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Состав слова
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
ПАДЕЖИ
|
МЯГКИЙ и ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ
ЗАПОМНИ ПРАВИЛА!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЧАСТИ РЕЧИ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВЫУЧИ ПРАВИЛА! |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ: О, А, Е, И, Я
Если в корне гласный звук Вызвал вдруг сомнение, Ты его немедленно Ставь под ударение.
ГОРА – ГОРЫ, ТРАВА – ТРАВЫ, РЯДЫ – РЯД
|
ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:
Б В Г Д Ж З I I I I I I П Ф К Т Ш С Ты сомнительный согласный Проверяй скорее гласной.
ПЛОД – ПЛОДЫ, СКАЗКА – СКАЗАТЬ. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ - ЕК - ИК : Чтобы узнать какой суффикс написать, Нужно слово изменить и проверить гласную. Если гласный «убегает», Нужно – ЕК писать всегда.
ЗАМОЧ ЕК – ЗАМОЧ К А
ОРЕШ ЕК – ОРЕШ К А
ЛИСТ ИК - ЛИСТ ИК И
КЛЮЧ ИК – КЛЮЧ ИК И
|
НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ:
Чтобы проверить непроизносимые согласные: в, д, л, т, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы эти согласные отчётливо произносились.
РАДОСТНЫЙ – РАДОСТЬ,
ЗВЁЗДНЫЙ – ЗВЕЗДА,
СОЛНЦЕ – СОЛНЕЧНЫЙ. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
|
|
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ 1.Перенос слова (П.С.) – раздели слово на слоги, подчеркни гласные. Напиши ещё два слова. Делай так: оси – на, ка – ран – да – ши, паль - то. 2.Мягкий знак (М.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Напиши ещё два слова. Делай так: ходить, водить, наливать. 3. Жи – ши, ча – ща, чу - щу (Ж.Ш.) – выпиши слово правильно, подчеркни правило. Напиши ещё два слова. Делай так: малыши, машина, шило. 4. Безударная гласная (Б.Г.) – выпиши слово правильно. Поставь в слове ударение, подчеркни безударную гласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласную. Делай так: волна – волны, выходил – ходит. 5.Словарное слово (СЛ.С.)– напиши слово правильно три раза. Запомни, как оно пишется. Подчеркни букву, в которой была допущена ошибка. Делай так: ребята, ребята, ребята. 6.Парные звонкие и глухие согласные (ПАР.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни парную согласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная. Делай так: морозы – мороз, ягодка – ягоды. 7. Разделительный мягкий знак (Р.М.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Подчерни буквы, которые разделяет мягкий знак.Напиши ещё два слова на это правило. Делай так: листья, деревья, вьюга. 8. Двойные согласные (Д.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни удвоенный согласный. Напиши ещё два слова на это правило. Делай так: группа, аллея, утренний. 9.Непроизносимые согласные (Н.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни непроизносимый согласный. Выдели корень. Подбери проверочное слово так, чтобы согласный хорошо слышался. Делай так: звёздный – звезда, звёздочка.
|
10.Состав слова (С.С.) – выпиши слово правильно. Разбери его по составу. Делай так: приморская
ещё два слова с такой же приставкой. Делай так: полетели, побежали, потянули.
сословом пишется раздельно: между предлогом и словом подставь другое слово.Подчеркни предлог. Напиши ещё два слова с таким же предлогом. Делай так: к (высокому) дереву, к (маленькой) девочке, к (грузовому) самолёту. 13. Разделительный твёрдый знак (Т.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак. Выдели приставку и подчерни букву ( Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак. Напиши ещё два слова на это правило. Делай так: в ъехал, с ъезд, об ъявление. 14. Мягкий знак после шипящих (М.З. Ш.) – выпиши слово правильно. Определи род имени существительного. Подчерни шипящий на конце слова. Определи, есть ли мягкий знак после шипящего. Напиши ещё два слова на это правило. ж. р. ж. р. ж. р. м. р. м. р м. р Делай так: ночь, помощь, дочь, луч, шалаш, товарищ. 15. Безударные падежные окончания (П.О) – выпиши слово правильно. Выдели окончание. Поставь слово в начальную форму (И.п), определи склонение, падеж. Придумай своё слово. Делай так: На опушке - опушка, I скл, П.п. На полянке - полянка, I скл, П.п. 16. Разбор предложения (Р. П.) – выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Делай так: Седые туманы плывут к облакам. 17. Однородные члены предложения (О. Ч.) – выпиши предложение. Подчеркни главные и однородные члены предложения. Вспомни о знаках препинания при однородных членах. Делай так: Ученики читали, решали, считали. |
Главные и второстепенные члены предложения.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Виды предложений.
Однородные члены предложения. 1) , , Ласточки , утки , лебеди осенью улетают на юг. 2) , и Берёзы , дубы и осины растут в лесу. 3) и Ученики считали и решали на уроках математики. 4) , а Мы собирали не грибы , а ягоды. 5) , но Наступила осень тихая , но пасмурная.
Прямая речь в предложении. 1) Прямая речь заключается в кавычки «…..» и пишется с заглавной буквы. 2) Прямая речь стоит перед словами автора, то после кавычек ставится тире. «Это часы» , -ответила мама. « Пойдём гулять! » -сказал мальчик. « Где Жучка ?» - спросил Тёма. 3) Прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие. Мишка говорит: «Давай кашу варить». Папа сказал: «Часы ходят! » Катя спросила : «Пойдём в кино ?»
|
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Склонение местоимений единственного числа
|
Спряжение глаголов
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Гласные звуки: Гласные буквы: А,0,У,Ы,И,Э . А,0,У,Ы,И,Э,Е,Ё,Ю,Я Согласные звуки Парные звонкие: б, в, г, д, ж, з глухие: п, ф, к, т, ш, с
непарные звонкие:л, м, н, р глухие: х, ц, ч, щ Всегда твердые: ж, ш, ц Всегда мягкие: ч, щ, й Ь и Ъ – звуков не обозначают Е, Ё, Ю, Я–Обозначают мягкость согласного ( МЁД , ДЕРЕВО) или 2 звука, после гласной и в начале слова ( МОЁ, ЯМА)
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Состав слова
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
ПАДЕЖИ
|
МЯГКИЙ и ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ
ЗАПОМНИ ПРАВИЛА!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЧАСТИ РЕЧИ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВЫУЧИ ПРАВИЛА! |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ: О, А, Е, И, Я
Если в корне гласный звук Вызвал вдруг сомнение, Ты его немедленно Ставь под ударение.
ГОРА – ГОРЫ, ТРАВА – ТРАВЫ, РЯДЫ – РЯД
|
ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:
Б В Г Д Ж З I I I I I I П Ф К Т Ш С Ты сомнительный согласный Проверяй скорее гласной.
ПЛОД – ПЛОДЫ, СКАЗКА – СКАЗАТЬ. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ - ЕК - ИК : Чтобы узнать какой суффикс написать, Нужно слово изменить и проверить гласную. Если гласный «убегает», Нужно – ЕК писать всегда.
ЗАМОЧ ЕК – ЗАМОЧ К А
ОРЕШ ЕК – ОРЕШ К А
ЛИСТ ИК - ЛИСТ ИК И
КЛЮЧ ИК – КЛЮЧ ИК И
|
НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ:
Чтобы проверить непроизносимые согласные: в, д, л, т, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы эти согласные отчётливо произносились.
РАДОСТНЫЙ – РАДОСТЬ,
ЗВЁЗДНЫЙ – ЗВЕЗДА,
СОЛНЦЕ – СОЛНЕЧНЫЙ. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
|
|
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ 1.Перенос слова (П.С.) – раздели слово на слоги, подчеркни гласные. Напиши ещё два слова. Делай так: оси – на, ка – ран – да – ши, паль - то. 2.Мягкий знак (М.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Напиши ещё два слова. Делай так: ходить, водить, наливать. 3. Жи – ши, ча – ща, чу - щу (Ж.Ш.) – выпиши слово правильно, подчеркни правило. Напиши ещё два слова. Делай так: малыши, машина, шило. 4. Безударная гласная (Б.Г.) – выпиши слово правильно. Поставь в слове ударение, подчеркни безударную гласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласную. Делай так: волна – волны, выходил – ходит. 5.Словарное слово (СЛ.С.)– напиши слово правильно три раза. Запомни, как оно пишется. Подчеркни букву, в которой была допущена ошибка. Делай так: ребята, ребята, ребята. 6.Парные звонкие и глухие согласные (ПАР.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни парную согласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная. Делай так: морозы – мороз, ягодка – ягоды. 7. Разделительный мягкий знак (Р.М.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Подчерни буквы, которые разделяет мягкий знак.Напиши ещё два слова на это правило. Делай так: листья, деревья, вьюга. 8. Двойные согласные (Д.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни удвоенный согласный. Напиши ещё два слова на это правило. Делай так: группа, аллея, утренний. 9.Непроизносимые согласные (Н.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни непроизносимый согласный. Выдели корень. Подбери проверочное слово так, чтобы согласный хорошо слышался. Делай так: звёздный – звезда, звёздочка.
|
10.Состав слова (С.С.) – выпиши слово правильно. Разбери его по составу. Делай так: приморская
ещё два слова с такой же приставкой. Делай так: полетели, побежали, потянули.
сословом пишется раздельно: между предлогом и словом подставь другое слово.Подчеркни предлог. Напиши ещё два слова с таким же предлогом. Делай так: к (высокому) дереву, к (маленькой) девочке, к (грузовому) самолёту. 13. Разделительный твёрдый знак (Т.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак. Выдели приставку и подчерни букву ( Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак. Напиши ещё два слова на это правило. Делай так: в ъехал, с ъезд, об ъявление. 14. Мягкий знак после шипящих (М.З. Ш.) – выпиши слово правильно. Определи род имени существительного. Подчерни шипящий на конце слова. Определи, есть ли мягкий знак после шипящего. Напиши ещё два слова на это правило. ж. р. ж. р. ж. р. м. р. м. р м. р Делай так: ночь, помощь, дочь, луч, шалаш, товарищ. 15. Безударные падежные окончания (П.О) – выпиши слово правильно. Выдели окончание. Поставь слово в начальную форму (И.п), определи склонение, падеж. Придумай своё слово. Делай так: На опушке - опушка, I скл, П.п. На полянке - полянка, I скл, П.п. 16. Разбор предложения (Р. П.) – выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Делай так: Седые туманы плывут к облакам. 17. Однородные члены предложения (О. Ч.) – выпиши предложение. Подчеркни главные и однородные члены предложения. Вспомни о знаках препинания при однородных членах. Делай так: Ученики читали, решали, считали. |
Главные и второстепенные члены предложения.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Виды предложений.
Однородные члены предложения. 1) , , Ласточки , утки , лебеди осенью улетают на юг. 2) , и Берёзы , дубы и осины растут в лесу. 3) и Ученики считали и решали на уроках математики. 4) , а Мы собирали не грибы , а ягоды. 5) , но Наступила осень тихая , но пасмурная.
Прямая речь в предложении. 1) Прямая речь заключается в кавычки «…..» и пишется с заглавной буквы. 2) Прямая речь стоит перед словами автора, то после кавычек ставится тире. «Это часы» , -ответила мама. « Пойдём гулять! » -сказал мальчик. « Где Жучка ?» - спросил Тёма. 3) Прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие. Мишка говорит: «Давай кашу варить». Папа сказал: «Часы ходят! » Катя спросила : «Пойдём в кино ?»
|
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Склонение местоимений единственного числа
|
Спряжение глаголов
|