Нестандартные уроки играют далеко не последнюю роль в развитии творческих способностей детей, позволяют повышать их познавательную деятельность, учитывая индивидуальные особенности.
Нетрадиционные уроки
Уроки в школе – это значительная часть жизни детей, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Однообразие урока вызывает скуку. Можно ли избежать этого? Как сделать урок эффективным? Поиск новых форм и приемов повышения эффективности урока – явление не только закономерное, но и необходимое. Проведение нестандартных уроков позволяет повысить эффективность обучения, вызывает познавательный интерес к обучению, решает развивающие и воспитывающие задачи.
Нестандартные урок – всегда праздник, праздник души, интеллекта. Провожу я их чаще при обобщении знаний учащихся, в конце изучения больших тем или в конце четверти, но хороший эффект дают нестандартные уроки и при изучении нового материала.
Признаки нетрадиционного урока
Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ.
Выполняются творческие задания.
Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
Планируется урок заранее.
Определять чётко три дидактические задачи.
Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него, и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся:
а) авторские
б) авторизованные
в) новаторские
г) традиционные
д) использовать нетрадиционные уроки.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:
1. Уроки “погружения”
2. Уроки-деловые игры
3. Уроки - пресс-конференции
4. Уроки-соревнования
5. Уроки типа КВН
6. Театрализованные уроки
7. Компьютерные уроки
8. Уроки с групповыми формами работы
9. Уроки взаимообучения учащихся
10. Уроки творчества
11. Уроки-аукционы
12. Уроки, которые ведут учащиеся
13. Уроки-зачеты
14. Уроки-сомнения
15. Уроки - творческие отсчеты
16. Уроки-формулы
17. Уроки-конкурсы
18. Бинарные уроки
19. Уроки-обобщения
20. Уроки-фантазии
21.Уроки-игры
22. Уроки-“суды”
23. Уроки поиска истины
24. Уроки-лекции “Парадоксы”
25. Уроки-концерты
26. Уроки-диалоги
27. Уроки “Следствие ведут знатоки”
28. Уроки - ролевые игры
29. Уроки-конференции
30. Интегрированные уроки
31. Уроки семинары
32.Уроки – “круговая тренировка”
33. Межпредметные уроки
34. Уроки-экскурсии
35. Уроки-игры “Поле чудес”.
1. Уроки в форме соревнований и игр: викторина, КВН, конкурс и другие.
Урок-КВН проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: приветствие, разминка, домашнее задание, практические задания, поединок капитанов и другие. Вопросы и задания по содержанию могут носить познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.
Урок-викторина предполагает индивидуальную работу учащихся и проводится, как и урок-КВН, с целью повторения учебного материала.
Уроки-игры могут быть построены по аналогии с одноименными телевизионными играми «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час» и другие. Интересна и такая форма игры как «Крестики-Нолики». Учебная задача данных уроков – обобщение и систематизация знаний.
2. Уроки, напоминающие публичные формы общения: интервью, аукцион, конференция, телепередача и другие.
3. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие.
4. Уроки-путешествия.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: сказки. Такой вид нетрадиционного урока лучше проводить в 1-2 классах. Он может быть построен по сказкам В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, по русским народным сказкам, или учитель сам сочиняет новую сказку. Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные и отрицательные герои. В сказке должна быть завязка, кульминация и развязка.
6. Интегрированные уроки.
На интегрированных уроках повышается мотивация учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно), рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях, организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д., показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных ситуациях, но и дают выход для появления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.